Окладникова Елена Алексеевна

Участие в научных проектах

 
 

Теория этнических ценностей в культуре
коренного населения Северной Америки

При работе над этой темы была впервые поставлена задача выявления систем этнических ценностей, имманентных каждой из локальных цивилизаций коренного населения Северной Америки. Работа осуществлялась при поддержке РФФИ ( проект № 03-06-80450).

Результатом исследований стало осознание этнических ценностей как интеграторов «этносов», «этничности», а также на современном этапе «индейской национальной идеи» известной как идея паниндейского единства, для коренного населения Северной Америки.

Такой подход к осмыслению феномена «этнос», «этническая культура», «национальная идея» открыл новые горизонты изучения этнокультурных явлений и исторических событий, как прошлого, так и настоящего с позиций теории этнических ценностей. В настоящее время в России, на стыке этнологии, социологии, культурной антропологии и этнополитологии , стали активно развиваться этноэкономика , этноконфликтология , этносоциальная психология. Появились новые области гуманитарного знания, и среди них заняла своё место как самостоятельная область гуманитарного знания и теория этнических ценностей.

Этнические ценности на всем протяжении истории Человечества влияли на формирование индивидуальной этнической идентичности, этнических автостеретипов , а также служили для консолидации больших групп людей и целых этнонациональных сообществ. Подходы к разработке в этой области знания намечены этносоциологией , этнологией, этнопсихологией. Но каждая из перечисленных дисциплин имела свой объект и предмет исследования, который только частично затрагивал теорию этнических ценностей.

В ходе исследования были проанализированы роль этнических традиций в формировании локальных цивилизаций коренного населения Северной Америки как цивилиазционных феноменов (ЦФ), рассмотрены такие понятия как «этнос», «этничность», «этническая культура», «обычай», «обряд», «ритуал», что позволило придти к следующим заключениям.

Каждый из ЦФ коренного населения Северной Америки был интегрирован на основе суммы отдельных ценностей материальной, социальной и духовной культур. Результат интеграции стал значительно больше, чем простая сумма ценностных предпочтений. Этот результат предстал в форме новой целостности - духовного единства или этноаксиосферы . Духовное единство подразумевает наличие единой для этой группы племен аксиосферы , включающей единство стилистических приемов художественной культуры, единых норм обычного права, одинаковых форм хозяйствования, схожих религиозных представлений и др.

В настоящее время этот этап работы завершен. Особенности этноакисосферы , которые имеют знаково-символической выражение в каждом элементов конкретных этнических культур коренного населения Северной Америки, были рассмотрены подробно в серии публикаций по теме:

•  Окладникова Е.А. Этноаксиология – новая образовательная дисциплина в эпоху глобализации // Реальность этноса. Этносоциальные аспекты модернизации образования. СПб., 2003. С.83-85.

•  Окладникова Е.А. Америка, Австралия, Океания, Азия, Африка. Учебное пособие для средней школы. СПб., Учитель и ученик: КОРОНА принт . 2003. 416 с. ISBN 5-7931-0218-3. Тираж 5000 экз.

•  Окладникова Е.А., Кузьмина Г.А. Культурологическое образование и дисциплины этноаксиологического профиля // V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.128-129.

•  Окладникова Е.А., Набок И.Л. Праздник и его « мифодизайн » как учебная дисциплина // V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.207.

•  Окладникова Е.А. Этнические ценности и религиозное сознание // Культовый предмет в пространстве музейной экспозиции. СПб., 2003. С. 34-35.

•  Окладникова Е.А. Трансформация понятия «Этнос» под влиянием процессов глобализации // Реальность этноса. Болонский процесс. СПб. 2005. с. 33-36.

•  Окладникова Е.А. Знаки-символы ценностных доминант в традиционной культуре коренного населения тихоокеанского побережья Северной Америки. VI конгресс антропологов и этнологов России. СПб. 2005. с.503.

•  Окладникова Е.А. Субстанциональные константы энергоинформационных культурных пространств Информационная культура и эффективное развитие общества. Материалы международной научной конференции 21-24 сентября 2005. Краснодар 2005.: Краснодарский Университет культуры и искусств., с. 131-134.

 

Америнды в зеркале этнологии: традиционная культура
коренного населения Северной Америки

Основой работы является изучение традиционных культур Северной Америки с позиций теории локальных цивилизаций ( А.Тайлор-Н.Я.Данилевский ). Теория локальных цивилизаций позволила исследовать вопрос о своеобразии развития традиционных культур эскимосов, алеутов и индейцев как самостоятельных геокультурных феноменов, особых социоприродных систем и осмысления фундаментальных характеристик их исторической динамики.

В настоящий момент нами выделены и изучены зависимости природно-климатических и социокультурных факторов, воздействовавших на характер этнкультурных особенностей семи цивилизационных феноменов Северной Америки (локальных цивилизаций) : 1) цивилизации гарпуна, 2) цивилизации лука и томагавка, 3) цивилизации тотемных столбов, 4) цивилизации красной рыбы, 5) цивилизации строителей курганов, 6)цивилизации солнцепоклонников, 7) цивилизации Юго-запада.

На основании изучения этнокультурных особенностей цивилизацинонных феноменов ( ЦФ ) Северной Америки нами были выделены их следующие общие характеристики и общие свойства:

- преимущественная интеграция ЦФ на основе базовых систем ценностей;

- границы ЦФ могут не совпадать с границами этнических образований, тем более с границами современных резерваций;

- интегрирующие этот феномен ценности находят выражение во всех сферах культуры ( эстетической, социально-экономической, религиозной);

- ЦФ может испытывать трансформационное воздействие другого ЦФ при условии более высокого уровня развития материальной культуры последнего;

- в современных условиях может этнические ценности, которые составляли интеграционное ядро ЦФ могут быть быстро мобилизованы и задействованы в любом идеологическом, политическом или религиозном проекте современности.

В ходе работы над темой удалось:

- осуществить дальнейшие разработки теорий ведущих ученых представителей школы культурной американской антропологии А.Крёбера , К.Уисслера , Л.Уайта, К.Клакхона , а также американской психоаналитической культурологической школы А. Кардинера , Р. Бенедикт ;

- выделить 10 типов локальных цивилизаций на континенте Северная Америка (европейскую, мезоамериканскую , арктическую, субарктическую, северо-западного побережья, Палто-Калиофрнии , Великого Юго-Запада , великих равнин, Восточной лесной зоны) на основе расширенного понимания цивилизации как «единства духовной общности, населяющих большие территории народов», а не на основе формационной или стадиальной теорий.

- выделить базовые ценности каждой из локальных цивилизаций коренного населения Северной Америки на трёх основных уровнях: витальном, социальном и духовном;

- проанализировать истоки формирования базовых этнических ценностей каждого из выделенных цивилизационных феноменов;

-наметить направление векторов культурного влияния, которое послужило фактором возникновения цивилизационных феноменов с системе традиционных культур коренного наслоения Северной Америки и определить в качестве центра этих влияний Мезоамериканский цивилизационный очаг.

В ходе работы над темой были созданы и проанализированы модели культуры ЦФ коренного населения северной (алеуты, эскимосы, атапаски ), центральной (индейцы Прерии), восточной лесной (ирокезы, мускоги , кри ), западной (индейцы северо-западного побережья Северной Америки) и южной (пуэбло) частей континента Северная Америка с позиций этноаксиологической концепции. Были выявлены и описаны системы базовых ценностей, имманентные каждому из ЦФ.

В настоящее время этот этап работы завершен. Материалы исследований представлены в серии публикаций.

•  Окладникова Е.А. Этнографические материалы русских исследователей об испанской Калифорнии. //Санкт-Петербург окно в Ибероамерику . М., 2003. С.271-289.

•  Окладникова Е.А. Вступительная статья. // Россия – Америка: 300 лет в книгах, картах, документах. СПб., 2003. С. 9-17.

•  Окладникова Е.А. Этнографические коллекции МАЭ и выставка «Россия – Америка: 300 лет в книгах, картах и документах» // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. Вып . 2. – СПб., 2003. – С. 92-98.

•  Окладникова Е.А. « Испанская калифорния»: этнографические материалы русских исследователей // V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.174.

•  Окладникова Е.А. Традиционные культуры коренного населения Северной Америки как цивилизационный феномен // Учебное пособие. СПб.: МАЭ РАН. 2004., 542 С. (15 а .л .)

•  Окладникова Е.А. Текстиль в культуре коренного населения Сибири и Серверной Америки: принципы отбора материала//Культурное наследие народов Сибири и Севера. Часть 1. СПб , : МАЭ РАН - 2005, с.-37-43.

•  Парадоксы демографического перехода с позиции эволюционной экономики. Материалы конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона. СПБ. Изд-во ИНЖЕКОН. 2005. С. 23-27.

 

Женский мужской мир в традиционной культуре
коренного населенияСеверной Америки

В основе проделанной работы было изучение технологий адаптации людей к специфическому окружению (на уровне системы жизнеобеспечения), которые нашли выражение в мире культурных артефактов (этнографических предметов, в частности музейных коллекций). Работа велась в ключе гендерных исследований, т.е. были рассмотрены приёмы адаптации представителей мужеского и женского миров коренного населения к различным условиям геоклиматических зон Северной Америки.

Был подготовлен каталог музейных коллекций МАЭ по предметам мужского и женского миров индейцев Калифорнии. В настоящее время готовятся материалы для сайта, где данные каталога будут опубликованы под названием: «Окладникова Е.А. Текстиль индейцев Калифорнии как исторический источник. МАЭ РАН, 2005 г.»

В каталог вошли 50 этнографических предметов из коллекции №570, которые раскрывают особенности адаптационных практик индейцев тихоокеанского побережья Северной Америкик условиям обитания в районе устья р. Сакраменто , на склонах Сьерра Невада и окрестностях форта Росс к условиям окружающей среды в середине XIX -начале ХХ вв.

Изучение этнографических коллекций предоставляет возможности для сравнительного социо-культурного анализа стратегий и практик выживания коренного населения тихоокеанского побережья Северной Америки с позиций этнаксиологии и гендерной теории. Полученные данные позволяют сделать сравнительный анализ этнографических материалов и современных социо-антропологических наблюдений. Сегодня этот этап работы завершен. Результаты этих наблюдений были использованы в ходе компаративного анализа стратегий выживания в условиях традиционной культуры и современной жизни города. Информация о проделанной научно-исследовательской работы была представлена в серии публикаций:

•  Окладникова Е.А Женские стратегии выживания: миф или реальность? // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции (22-24 апреля 2004 г.). М.: Институт этнологии и этнической антропологии РАН. С. 28-53 (1,5 а .л .).

•  Окладникова Е.А Аксиосфера мужского. Мужское в традиционном и современном обществе. Вып . 2. М.: Институт этнологии и этнической антропологии РАН. 2004. С.13-25 (0,6 а .л .)

•  Окладникова Е.А., Морозов И.А. Аксиосфера мужского : постановка проблемы // I V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.350.

•  Окладникова Е.А Женские стратегии выживания: миф или реальность?// Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции (22-24 апреля 2004 г.). М.: Институт этнологии и этнической антропологии РАН. С. 28-53 (1,5 а .л .).

•  Окладникова Е.А. Культурологические концепции личности// Фундаментальные проблемы психологии. Личность и культура. СПб., 2003. С. 54.


 
 
© Окладникова Е.А.
e-mail: okladnikova@pisem.net
 
Hosted by uCoz