Окладникова Елена АлексеевнаУчастие в научных проектахГлавная страница | Публикации | Учебные курсы | Конференции | Проекты | Научные исследования | Экспедиции | Контакты | Гостевая Книга |
||
Теория этнических ценностей в культуре При работе над этой темы была впервые поставлена задача выявления систем этнических ценностей, имманентных каждой из локальных цивилизаций коренного населения Северной Америки. Работа осуществлялась при поддержке РФФИ ( проект № 03-06-80450). Результатом исследований стало осознание этнических ценностей как интеграторов «этносов», «этничности», а также на современном этапе «индейской национальной идеи» известной как идея паниндейского единства, для коренного населения Северной Америки. Такой подход к осмыслению феномена «этнос», «этническая культура», «национальная идея» открыл новые горизонты изучения этнокультурных явлений и исторических событий, как прошлого, так и настоящего с позиций теории этнических ценностей. В настоящее время в России, на стыке этнологии, социологии, культурной антропологии и этнополитологии , стали активно развиваться этноэкономика , этноконфликтология , этносоциальная психология. Появились новые области гуманитарного знания, и среди них заняла своё место как самостоятельная область гуманитарного знания и теория этнических ценностей. Этнические ценности на всем протяжении истории Человечества влияли на формирование индивидуальной этнической идентичности, этнических автостеретипов , а также служили для консолидации больших групп людей и целых этнонациональных сообществ. Подходы к разработке в этой области знания намечены этносоциологией , этнологией, этнопсихологией. Но каждая из перечисленных дисциплин имела свой объект и предмет исследования, который только частично затрагивал теорию этнических ценностей. В ходе исследования были проанализированы роль этнических традиций в формировании локальных цивилизаций коренного населения Северной Америки как цивилиазционных феноменов (ЦФ), рассмотрены такие понятия как «этнос», «этничность», «этническая культура», «обычай», «обряд», «ритуал», что позволило придти к следующим заключениям. Каждый из ЦФ коренного населения Северной Америки был интегрирован на основе суммы отдельных ценностей материальной, социальной и духовной культур. Результат интеграции стал значительно больше, чем простая сумма ценностных предпочтений. Этот результат предстал в форме новой целостности - духовного единства или этноаксиосферы . Духовное единство подразумевает наличие единой для этой группы племен аксиосферы , включающей единство стилистических приемов художественной культуры, единых норм обычного права, одинаковых форм хозяйствования, схожих религиозных представлений и др. В настоящее время этот этап работы завершен. Особенности этноакисосферы , которые имеют знаково-символической выражение в каждом элементов конкретных этнических культур коренного населения Северной Америки, были рассмотрены подробно в серии публикаций по теме: Окладникова Е.А. Этноаксиология – новая образовательная дисциплина в эпоху глобализации // Реальность этноса. Этносоциальные аспекты модернизации образования. СПб., 2003. С.83-85. Окладникова Е.А. Америка, Австралия, Океания, Азия, Африка. Учебное пособие для средней школы. СПб., Учитель и ученик: КОРОНА принт . 2003. 416 с. ISBN 5-7931-0218-3. Тираж 5000 экз. Окладникова Е.А., Кузьмина Г.А. Культурологическое образование и дисциплины этноаксиологического профиля // V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.128-129. Окладникова Е.А., Набок И.Л. Праздник и его « мифодизайн » как учебная дисциплина // V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.207. Окладникова Е.А. Этнические ценности и религиозное сознание // Культовый предмет в пространстве музейной экспозиции. СПб., 2003. С. 34-35. Окладникова Е.А. Трансформация понятия «Этнос» под влиянием процессов глобализации // Реальность этноса. Болонский процесс. СПб. 2005. с. 33-36. Окладникова Е.А. Знаки-символы ценностных доминант в традиционной культуре коренного населения тихоокеанского побережья Северной Америки. VI конгресс антропологов и этнологов России. СПб. 2005. с.503. Окладникова Е.А. Субстанциональные константы энергоинформационных культурных пространств Информационная культура и эффективное развитие общества. Материалы международной научной конференции 21-24 сентября 2005. Краснодар 2005.: Краснодарский Университет культуры и искусств., с. 131-134.
Америнды в зеркале этнологии: традиционная культура Основой работы является изучение традиционных культур Северной Америки с позиций теории локальных цивилизаций ( А.Тайлор-Н.Я.Данилевский ). Теория локальных цивилизаций позволила исследовать вопрос о своеобразии развития традиционных культур эскимосов, алеутов и индейцев как самостоятельных геокультурных феноменов, особых социоприродных систем и осмысления фундаментальных характеристик их исторической динамики. В настоящий момент нами выделены и изучены зависимости природно-климатических и социокультурных факторов, воздействовавших на характер этнкультурных особенностей семи цивилизационных феноменов Северной Америки (локальных цивилизаций) : 1) цивилизации гарпуна, 2) цивилизации лука и томагавка, 3) цивилизации тотемных столбов, 4) цивилизации красной рыбы, 5) цивилизации строителей курганов, 6)цивилизации солнцепоклонников, 7) цивилизации Юго-запада. На основании изучения этнокультурных особенностей цивилизацинонных феноменов ( ЦФ ) Северной Америки нами были выделены их следующие общие характеристики и общие свойства: - преимущественная интеграция ЦФ на основе базовых систем ценностей; - границы ЦФ могут не совпадать с границами этнических образований, тем более с границами современных резерваций; - интегрирующие этот феномен ценности находят выражение во всех сферах культуры ( эстетической, социально-экономической, религиозной); - ЦФ может испытывать трансформационное воздействие другого ЦФ при условии более высокого уровня развития материальной культуры последнего; - в современных условиях может этнические ценности, которые составляли интеграционное ядро ЦФ могут быть быстро мобилизованы и задействованы в любом идеологическом, политическом или религиозном проекте современности. В ходе работы над темой удалось: - осуществить дальнейшие разработки теорий ведущих ученых представителей школы культурной американской антропологии А.Крёбера , К.Уисслера , Л.Уайта, К.Клакхона , а также американской психоаналитической культурологической школы А. Кардинера , Р. Бенедикт ; - выделить 10 типов локальных цивилизаций на континенте Северная Америка (европейскую, мезоамериканскую , арктическую, субарктическую, северо-западного побережья, Палто-Калиофрнии , Великого Юго-Запада , великих равнин, Восточной лесной зоны) на основе расширенного понимания цивилизации как «единства духовной общности, населяющих большие территории народов», а не на основе формационной или стадиальной теорий. - выделить базовые ценности каждой из локальных цивилизаций коренного населения Северной Америки на трёх основных уровнях: витальном, социальном и духовном; - проанализировать истоки формирования базовых этнических ценностей каждого из выделенных цивилизационных феноменов; -наметить направление векторов культурного влияния, которое послужило фактором возникновения цивилизационных феноменов с системе традиционных культур коренного наслоения Северной Америки и определить в качестве центра этих влияний Мезоамериканский цивилизационный очаг. В ходе работы над темой были созданы и проанализированы модели культуры ЦФ коренного населения северной (алеуты, эскимосы, атапаски ), центральной (индейцы Прерии), восточной лесной (ирокезы, мускоги , кри ), западной (индейцы северо-западного побережья Северной Америки) и южной (пуэбло) частей континента Северная Америка с позиций этноаксиологической концепции. Были выявлены и описаны системы базовых ценностей, имманентные каждому из ЦФ. В настоящее время этот этап работы завершен. Материалы исследований представлены в серии публикаций. Окладникова Е.А. Этнографические материалы русских исследователей об испанской Калифорнии. //Санкт-Петербург окно в Ибероамерику . М., 2003. С.271-289. Окладникова Е.А. Вступительная статья. // Россия – Америка: 300 лет в книгах, картах, документах. СПб., 2003. С. 9-17. Окладникова Е.А. Этнографические коллекции МАЭ и выставка «Россия – Америка: 300 лет в книгах, картах и документах» // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. Вып . 2. – СПб., 2003. – С. 92-98. Окладникова Е.А. « Испанская калифорния»: этнографические материалы русских исследователей // V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.174. Окладникова Е.А. Традиционные культуры коренного населения Северной Америки как цивилизационный феномен // Учебное пособие. СПб.: МАЭ РАН. 2004., 542 С. (15 а .л .) Окладникова Е.А. Текстиль в культуре коренного населения Сибири и Серверной Америки: принципы отбора материала//Культурное наследие народов Сибири и Севера. Часть 1. СПб , : МАЭ РАН - 2005, с.-37-43. Парадоксы демографического перехода с позиции эволюционной экономики. Материалы конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона. СПБ. Изд-во ИНЖЕКОН. 2005. С. 23-27.
Женский мужской мир в традиционной культуре
В основе проделанной работы было изучение технологий адаптации людей к специфическому окружению (на уровне системы жизнеобеспечения), которые нашли выражение в мире культурных артефактов (этнографических предметов, в частности музейных коллекций). Работа велась в ключе гендерных исследований, т.е. были рассмотрены приёмы адаптации представителей мужеского и женского миров коренного населения к различным условиям геоклиматических зон Северной Америки. Был подготовлен каталог музейных коллекций МАЭ по предметам мужского и женского миров индейцев Калифорнии. В настоящее время готовятся материалы для сайта, где данные каталога будут опубликованы под названием: «Окладникова Е.А. Текстиль индейцев Калифорнии как исторический источник. МАЭ РАН, 2005 г.» В каталог вошли 50 этнографических предметов из коллекции №570, которые раскрывают особенности адаптационных практик индейцев тихоокеанского побережья Северной Америкик условиям обитания в районе устья р. Сакраменто , на склонах Сьерра Невада и окрестностях форта Росс к условиям окружающей среды в середине XIX -начале ХХ вв. Изучение этнографических коллекций предоставляет возможности для сравнительного социо-культурного анализа стратегий и практик выживания коренного населения тихоокеанского побережья Северной Америки с позиций этнаксиологии и гендерной теории. Полученные данные позволяют сделать сравнительный анализ этнографических материалов и современных социо-антропологических наблюдений. Сегодня этот этап работы завершен. Результаты этих наблюдений были использованы в ходе компаративного анализа стратегий выживания в условиях традиционной культуры и современной жизни города. Информация о проделанной научно-исследовательской работы была представлена в серии публикаций: Окладникова Е.А Женские стратегии выживания: миф или реальность? // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции (22-24 апреля 2004 г.). М.: Институт этнологии и этнической антропологии РАН. С. 28-53 (1,5 а .л .). Окладникова Е.А Аксиосфера мужского. Мужское в традиционном и современном обществе. Вып . 2. М.: Институт этнологии и этнической антропологии РАН. 2004. С.13-25 (0,6 а .л .) Окладникова Е.А., Морозов И.А. Аксиосфера мужского : постановка проблемы // I V Конгресс этнографов и антропологов России. М., 2003. С.350. Окладникова Е.А Женские стратегии выживания: миф или реальность?// Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции (22-24 апреля 2004 г.). М.: Институт этнологии и этнической антропологии РАН. С. 28-53 (1,5 а .л .). Окладникова Е.А. Культурологические концепции личности// Фундаментальные проблемы психологии. Личность и культура. СПб., 2003. С. 54. |
||
© Окладникова Е.А. e-mail: okladnikova@pisem.net |